RUSENG

Константин Чемерис: Творческий путь художника. От рисунка к фотографии. Боровск, 2023

3 декабря 2023

Автор интервью: Екатерина Зеленая 
Боровск, 03.12.2023

Константин Чемерис – член Союза фотохудожников России, педагог, автор двух фотокниг. Довольно продолжительное время снимает мрачные безлюдные пейзажи в среднерусской глубинке. Екатерина Зелёная поговорила с Константином о том, почему в его архиве нет ничего цветного, как он пришёл в фотографию, зачем нужна фотография и что такое проект, о текстах к фотографиям, о фотокнигах и о людях в кадре. Интервью было записано в Боровске во время первого всероссийского фестиваля черно-белой фотографии «Фотострелка» в декабре 2023 года.

Екатерина Зеленая и Константин Чемерис. Фестиваль «Фотострелка». Боровск, 2023
Екатерина Зеленая и Константин Чемерис. Фестиваль «Фотострелка». Боровск, 2023

Екатерина Зеленая: Я Константина знала только по ВКонтакте и видела только его более поздние работы, которые он сейчас выкладывает. В течение, наверное, двух лет я просто следила за его творчеством и смотрела.

Знаю многих фотографов, которые не делятся своими работами в соцсетях – а зачем, кому это надо. Но находятся! Вот Константин даже не знал, что я за ним слежу два года. А я ему через два года написала – Константин, а не хотите пообщаться на фотофестивале? Потому что у меня много вопросов. Я думаю – ну, столько сараев, столько везде человек ездит – это же интересно.

А когда я зашла на его сайт, я была приятно удивлена и обрадована тем, насколько интересный материал. Там можно пропасть на несколько часов. Очень насыщенный сайт, где собран большой архив работ различных годов. Там можно посмотреть биографию Константина, где он участвовал, где был в жюри, и так далее.

На странице, где рассказывается об авторе, написано – «предпочитает использовать монохромную гамму». И это действительно так. У Константина очень угадывается стиль. И если мне где-то попадается его работа, даже не глядя на автора я сразу понимаю, что это работа Константина. Я многих людей знаю, в беседе с которыми, когда говорим – Константин Чемерис, – сразу возникает образ его творчества.

Вот строчка, которая меня больше всего зацепила – «стремится к психологической ассоциативности создаваемых образов, выбирая сюжеты», – внимание, – «в которых силы природы довлеют над человеком и его творениями». Я, когда прочитала эту фразу, что «силы природы довлеют», я поняла, что лучше характеристики работам Константина не найти.

Скриншот сайта. 2023
Скриншот сайта. 2023

Ничего цветного

– Екатерина Зеленая: С какого года вы фотографируете?

– Константин Чемерис: Самые ранние фотографии, которые я не выкинул и поместил на сайт – 2000-го года. Это ещё плёночная цветная фотография. А потом, по мере накопления чёрно-белого материала, я понял, что мне там цвет не нужен. И тогда я эти фотографии отсканировал, убрал цвет, и они нормально влились во все мои последующие, уже чёрно-белые.

Дерево. Пущино, Московская обл. 2000
Дерево. Пущино, Московская обл. 2000

– ЕЗ: Для меня было открытием – насколько вы снимаете в чёрно-белом, насколько вы преданы именно чёрно-белой фотографии. Когда я зашла на сайт, я увидела, что нет ничего цветного.

– КЧ: Я обнаружил вот что. Когда фотографирую – смотрю в глазок. Там, теоретически, всё цветное, а в голове у меня картинка уже чёрно-белая. То есть, я отключил цвет в голове за ненадобностью. А потом я купил фотоаппарат Fujifilm. Там цвет можно отключить прямо сразу. И у меня сразу же картинки чёрно-белые. Может быть и зря. Потому что тренировать «мышцу» отключения цвета тоже хорошо.

– ЕЗ: Цветные фотографии я видела у вас ВКонтакте, но очень мало. Почему?

– КЧ: Когда я начал всё систематизировать и подписывать папочки с фотографиями, то понял, что хочу кроме года писать ещё и в каком месяце я это снимал. Я обнаружил, что у меня месяцы в основном осенние. Осенние и зимние. У меня есть, оказывается, одна, что ли, случайная летняя папка какая-то. А летом я же достаточно насыщенную жизнь веду. Езжу отдыхать на море, в горы. А у меня оттуда нет ни одной чёрно-белой фотографии. Там всё цветное.

У меня есть периоды, когда я снимаю в цвете и нет ничего в ЧБ. При этом я из цвета в ЧБ ничего не хочу не то, что переводить, а даже на сайт загружать. Потому, что летом я не задумываюсь, не погружаюсь в тот мир, в котором я привык жить, а выезжаю туда, где мне ничего не известно, незнакомо и там я вижу только поверхность.

Есть такой анекдот. На вопрос, какого цвета крокодил, один мальчик отвечает – красного. Может быть, всё-таки зеленого? – задают ему наводящий вопрос. Мальчик возражает – это только снаружи!

Так вот, когда я выезжаю летом куда-нибудь отдыхать – мир прекрасен, он цветной, но я не знаю его сути. И именно поэтому я не считаю эти фотографии художественными. Это некая фиксация мест, где я был, где мне было хорошо, что вот он там цветной – вот тут зелёненькое, тут красненькое. И для меня неважно какого цвета там это всё было. А на то, чтобы остановиться и задуматься, что же на самом деле таит под собой этот мир, в который я приехал отдыхать, я не хочу тратить время. Я хочу отдохнуть от всего этого, чем я занимался у себя зимой и осенью.

Поэтому, собственно, цветные фотографии у меня не творческие. Хотя у меня их много. Они у меня тревел-фото, так называемые. А моя художественная фотография – это фотография, не то чтобы аналитическая, но исследовательская, можно сказать. То есть, я пытаюсь представить, почувствовать, – что это за мир, который меня всё время окружает.

Дом у дороги. Кузьмищево, Калужская обл. Ноябрь 2017
Дом у дороги. Кузьмищево, Калужская обл. Ноябрь 2017

Когда друзья зовут меня поехать куда-нибудь поснимать «сараи» («сарай» – такой, в кавычках как бы, термин уже устоявшийся у меня. Ну, так получилось), из всех предложений куда поехать, меня привлекает наша, вот эта среднерусская часть России. Потому что это моё, родное. То есть, это такое пространство, которое я считаю своим, и мне интересно его исследовать.

А когда меня зовут, например, поехать в Дагестан, я понимаю, что там, несомненно, можно отдохнуть, сделать цветные карточки. Но я понимаю, что, скорее всего, оттуда я художественных фотографий могу не привезти вообще. Потому что это не мой мир. И для того, чтобы он стал моим, чтобы я смог его присвоить, мне надо провести там месяц. А у меня на это нет времени.

Зачем нужна фотография

Екатерина Зеленая: Константин ездит по окрестностям, по различным городам и фотографирует ветхие здания. Я родилась в Крыму в Старом городе и у нас там тоже всё такое. То есть, Старый город (кто был в Симферополе, прекрасно понимает) – это такой контраст колоссальный. То есть, это как трущобы какие-то. Я всё это люблю. Я люблю каждую трещинку, я люблю каждый там откуда-то камушек, сарайчик. И каждый год, приезжая в Крым, я вижу, как сильно изменяется город. То есть, выстраивается новое, закатываются в асфальт булыжники, дорога. И мне безумно больно от того, что это уходит. Но я понимаю, что по-другому никак.

– ЕЗ: Вот Боровск. Каких годов эти работы?

– КЧ: Первый раз я сюда попал в 2011 году. Практически наугад ткнули пальцем в "какой-то город, в котором какой-то местный художник стены расписывает так, что нигде такого нету". Поехали посмотрим? Я увидел, что город настолько богат художественными образами, что тут, на самом деле, можно заблудиться. И с тех пор я сюда приезжаю почти каждый год. Очень сложно всё вспомнить, потому что даже по одному и тому же месту можно пройтись в разную погоду и совершенно разные вещи увидеть.

Старообрядческий собор Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Коммунистической. Боровск, Калужская обл. Октябрь 2011
Старообрядческий собор Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Коммунистической. Боровск, Калужская обл. Октябрь 2011

– ЕЗ: Почему вы это снимаете? Какой у вас триггер?

– КЧ: Однажды в интернете кто-то спросил – что для вас фотография? И мне стало любопытно об этом поразмышлять. Сейчас я дословно свой ответ не помню, но смысл был в том, что я фотографирую, нажимаю на кнопку тогда, когда я вижу некую гармонию в мире. Увидел что-то, что мне показалось гармоничным, и мне хочется это присвоить. Поэтому для меня фотография – это присвоение гармонии. А выставку я хочу сделать потому, что я хочу с людьми поделиться этой гармонией. Вот для меня в фотографии, соответственно, две цели. Первая – эту гармонию где-то найти и присвоить её. И вторая – это ею поделиться.

– Вопрос из зала: У меня жена художник. И мы с ней буквально вчера дискутировали о том, что рисунок даёт полную свободу художнику-творцу. Потому что в начале рисунка перед тобой пустой лист, и ты сам заполняешь его какими-то своими идеями. А фотография … Вот есть что-то во вне, и ты это фиксируешь. С художественными элементами. Но, всё равно, как творец ты ограничен тем, что тебя окружает. Я так понимаю, что из процесса, когда ты рисуешь и открыто вообще всё, переход в фотографию – это некий добровольный заход в рамки. То есть ограничение себя как творца. Вы, как художник и фотограф, можете раскрыть эту тему?

– КЧ: Рисунок, как и любой другой вид изобразительного искусства, можно грубо поделить на две части.

Первая, это когда человек пишет с натуры. Он ищет гармонию и фиксирует её с помощью карандаша. Вплоть до чертежа. Бывают очень красивые чертежи. Реально. Это тоже определённое искусство.

И вторая, – когда человек фантазирует. Он, соответственно, рисует не с натуры, а по представлению. И это та свобода творчества, когда человек фиксирует гармонию не внешнюю, а внутреннюю, некий жизненный опыт, который у него в подсознании каким-то образом структурируется. И тогда он делает какую-то картинку по представлению, или начинает бессознательно водить по бумаге карандашом.

Сегодня меня интересует та часть, которая фиксирует сиюминутную визуальную гармонию, которую я вижу в окружении. Меня не интересует та гармония, которая у меня накоплена в качестве опыта. Поэтому, соответственно, сегодня у меня вот это.

– ЕЗ: Получается, жили бы вы до изобретения фотоаппарата, делали бы примерно тоже самое, только с помощью карандаша?

– КЧ: Вероятно, да.

О том, что такое проект и о пользе систематизации

– ЕЗ: Давайте поговорим о проектах. Меня зацепил «Дым». Очень интересный. Он из трёх серий состоит – «Город», «Окрестности», «Январь». Вот «Синглы», «Крым», и т.д. О чём бы вы, интересно, поведали?

– КЧ: Есть люди, которые проект придумывают и потом едут его снимать, а у меня проект – это когда я снимаю, а потом смотрю про что я снимал. Вот это для меня является проектом – понять, что у меня получилось. Если открыть корневую папку с фотографиями, то видно, что более старые фотографии – более светлые. А чем ближе к сегодняшнему дню, тем они более тёмные.

– ЕЗ: Больше воздуха вот в этих, более старых.

– КЧ: Да, и это для меня было некоторым открытием. Потому что когда снимаешь достаточно регулярно, то кажется, что то, что сделал сегодня – ну, практически то же самое, что делал когда-то. А когда я начал всё это систематизировать (вот у меня сайт получился, а можно даже просто папочки делать), то обнаружил, что со временем у меня изменился взгляд на мир. Был моложе – был более наивен, более плоская картинка мира была, в которой всё понятно (хотя там есть какие-то, конечно, нюансы и полутона). И по мере того, как я взрослел, приобретал опыт в разных областях – мир для меня становился всё более глубоким, приобретал всё большую насыщенность, приобретал больше нюансов. Это соответственно, повлияло на то, как я снимаю и что я снимаю. И поэтому, да, больше воздуха у меня в старых работах, потому что тогда я, можно сказать, скользил по поверхности. Поэтому, к чему я бы всех призывал, так это к систематизации своего архива.

О людях в кадре

– ЕЗ: За те два года, которые я наблюдала за вами ВКонтакте, я в ваших работах почти не видела людей. Как бы, их нет. Но, когда я зашла на сайт, я их увидела. Там есть портреты. И они очень интересные. Это была такая находка. Куда они делись?

– КЧ: Мы подмечаем в окружающем нас мире то, что нас в первую очередь цепляет. Так получилось, что люди меня практически не цепляют как-то эмоционально. То есть, понятно, что они мимо меня ходят. А я жду, когда они покинут пейзаж, чтобы можно было наконец-то запечатлеть красоту. А некоторые видят, наоборот, в людях красоту и иногда им пейзаж мешает. Ну вот это не моя история. Иногда бывает момент, когда чувствуешь, что, в общем-то, кадр строится именно благодаря человеку. И тогда я на кнопочку нажимаю. Таких кадров у меня мало.

Деревня Каргашино, Московская обл. Май 2021
Деревня Каргашино, Московская обл. Май 2021

– ЕЗ: Меня зацепило ваше творчество тем, что я без людей не могу. Мне, наоборот, пейзаж нужен тогда, когда туда войдёт человек.

От рисунка к фотографии

– ЕЗ: Вы преподаватель рисунка. Как долго вы преподаёте? Что для вас было первично – рисунок или фотография? И как преподавание графики, влияет на ваше творчество в фотографии?

– КЧ: Да, я преподаю рисунок в детской художественной школе. Именно рисунок. Есть определённое стечение обстоятельств, которое меня к этому привело.

Во-первых, в творчество я пришёл в детстве – учился в художественной школе. Родители меня пытались отдать в музыкалку, но я понял, что меня это вообще никак не интересует. То есть, музыку я, в принципе, слушать могу, но производить нет. А вот художка меня зацепила. Я туда и ходил. Естественно, в художке и рисунок, и живопись, и скульптура – всё есть.

После школы поступил на худграф. Там тоже, соответственно, нам преподали рисунок, живопись, скульптуру. По окончанию института надо было выбирать в какой технике диплом делать.

Цвет я, в принципе, вижу и понимаю. Не дальтоник. Я знаю теорию цвета. Один из моих любимых художников – Константин Коровин. У него море цвета. Очень, такой, шикарный, наш, русский импрессионист. При этом, возможно, он мне нравится именно потому, что я так не могу. Я с удовольствием хожу по выставкам и наслаждаюсь теми работами, которые дают мне то, что я не могу получить самостоятельно.

И, когда я выбирал диплом в институте, я понял вот что. Цветом-то я могу покрасить – тут синеньким, тут красненьким. Но это меня не цепляет. Я понял, что мне интересны именно тональные отношения. И, в общем-то, так всё и покатилось.

После института пошёл работать в художественную школу. И преподаю с 1997 года рисунок. Получаю от этого удовольствие. Потому что я рассказываю детям про то, что меня цепляет, а не просто теорию цвета. Хотя теоретически мог бы. Ну, да, сами знаете, когда педагог без огонька что-нибудь рассказывает.

Вот таким образом получилось, что тон стал основным объектом моих, скажем так, наблюдений. И, благодаря тому, что я стал не только рисовать, но и фотографировать, я это чувство тона постоянно "прокачиваю". Ну, как любая мышца прокачивается. То есть, постепенно начинаешь видеть больше именно в этом направлении.

Учебный натюрморт. 2023
Учебный натюрморт. 2023

– ЕЗ: Вы сейчас что-нибудь рисуете, или у вас фотография в приоритете?

– КЧ: Когда я объясняю детям материал, я рисую вместе с ними, например, натюрморт. Но это не творческая работа, это скорее учебный натюрморт. К фотографии я перешёл после того, как я обнаружил, что у меня не остаётся времени на полноценное творчество. После окончания института я был полон энтузиазма и думал, что можно будет заняться офортом, графикой. Но получилось, что надо либо творчеством заниматься, либо школой. "Полуфабрикаты" делать неинтересно. А фотографии меня удовлетворяют, если над ними немного поработать. Поэтому художественным творчеством я занимаюсь именно в фотографии.

О текстах к фотографиям

Екатерина Зеленая: Я часто сталкиваюсь на фотоконкурсах с ситуацией, когда члены жюри считают, что фотография должна быть самодостаточна. Сама я снимаю фотопроекты, и мне очень нравится коллаборация с текстом. Я стараюсь, чтобы фотография была интересна для людей, которые категорически не читают текст, и чтобы она была ещё и с текстом, чтобы человек, которому это интересно, остановился посмотрел, задумался.

Вот у Константина серии: Боровск, Калуга, Малоярославец, Серпухов, Чекалин, Белёв. Мы можем всё это посмотреть, а можем сначала прочитать текст. Я первым делом прочитала текст, и мне захотелось открыть каждую папку и посмотреть. Я из Калуги. Я была в Боровске. В Чекалине я была проездом. Мне стало интересно, потому что я прочитала текст.

Вот текст: «В представленной коллекции сложно найти узнаваемые архитектурные ансамбли, ставшие визитными карточками городов, в которых сделаны фотографии. Напротив, это тихие уголки, невидимые с центральных улиц и экскурсионных маршрутов, городские окраины и старые дворы. Именно здесь отчётливо проступают следы времени…» – это то что меня цепляет – «…непрерывно и неудержимо текущего сквозь пространство». И мне захотелось открыть папку, посмотреть Боровск, Калугу. Я уже погружена и ищу то, что меня зацепило – эти архитектурные ансамбли, где они там в стороне, следы времени, и так далее.

– ЕЗ: Нужна ли к фотографии подпись? Насколько большой текст может быть к фотографии?

– КЧ: Использование текстов (подписей, аннотаций, экспликаций) несомненно дополняет, делает более объёмным представление зрителя о том, что собственно хотел сказать автор. Но литературу я сейчас считаю излишней. Мои подписи – это что снято, где снято и когда снято. И это не отказ от текстов, – это именно то самое дополнение к изображению. Потому что на данный момент для меня важно именно это. Что это не просто какой-то сарай, а это – Редкино, октябрь такого-то года. Для меня важно, что это определённые сезоны, что это определённая местность. То есть, тексты важны. Просто в разных случаях они важны разные.

Деревня Редькино, Калужская обл. Июль 2022
Деревня Редькино, Калужская обл. Июль 2022

– Вопрос из зала: Подпись, что это Редькино, октябрь такого-то года – это всего лишь заметка для тебя. А посыл для зрителя в этом зашифрован?

– КЧ: Это определённый слой. Большое, как говорится, видится на расстоянии. Когда я накидал всё это на сайт, я обнаружил, что это определённый ареал обитания, определённые сезоны. Это важно.

Я почти каждый день выкладываю ВКонтакте по одной картинке из поездок. Не потому, что я жадный, а потому, что на это у меня каждый день выделяется где-то часик после работы. Я картиночку из папки выдернул, которая мне показывалась интересной, перевёл в ЧБ более-менее, и поделился. И вот, одну выложил – ну, вроде получилась картиночка. Где-то когда-то снята. А когда они накапливаются в какие-то папки, я уже вижу во что это может вылиться. Тем более, когда накапливаются уже не фотографии в папке, а накапливаются папки внутри большого вот этого моего жизненного пути, то я по-другому вижу их общий нарратив.

Поэтому, подпись о том, что это Редькино, никому ничего не говорит до тех пор, пока это подпись под одной фотографией. А когда это подпись под многими фотографиями и понятно в каком пространстве всё это фотографируется, она даёт больше информации.

О фотокнигах

Екатерина Зеленая: Книги, состоящие только из фотографий, отличаются от текстовых, но у них тоже есть структура. Это очень интересно, если научиться считывать с фотокниги. Это не менее увлекательно, чем читать какой-то рассказ, какую-то интересную книгу.

– ЕЗ: Можете сказать пару слов про ваши фотокниги?

– КЧ: Ну, фотокниги у меня появились тоже не как проект, а как реакция на неудовлетворенность от того, что, вот, хожу я на какие-то выставки которые меня зацепили, и я понимаю, что для того чтобы запомнить чью-то работу или чью-то коллекцию, можно только, ну, не знаю, сфоткать телефоном на память. И всё время досадно, что у человека нет каталога выставки, который можно было бы однажды открыть и вспомнить – вот было что-то шикарное.

И я решил, что, раз я такие чувства испытываю по отношению к чужим фотографиям, то, наверное, можно было бы и свой какой-то каталог сделать. И как раз в это время мне сказали – давайте вашу выставку сделаем. И я подумал – вот будет у меня выставка, ну, повисит она неделю, в каком-то одном городе, и больше никто этих работ не увидит.

В общем, изначально была утилитарная задача – сделать так, чтобы кто-то мог посмотреть мои картинки не только на выставке. Потому что интернет – это конечно суррогат. Фотография должна быть материальна. И любой цифровой носитель – это как в аналоговой фотографии негативы, с которых печатается настоящая фотография. Соответственно, всё, что я выкладываю только в интернете, это только заготовки, которые может быть будут однажды напечатаны.

И, возвращаясь к книжке, была идея, что нужно какой-то каталог сделать. Я начал накидывать фотографии и понял, что то, как накидал – оно как-то хаотично. Начал интересоваться, как люди делают. Обнаружил такое явление, как фотокнига. Впервые узнал об этом году в девятнадцатом, наверное. Книжки сделал в двадцатом.

Константин Чемерис со своими фотокнигами на Фотобукмаркете. Москва. Сентябрь 2020
Константин Чемерис со своими фотокнигами на Фотобукмаркете. Москва. Сентябрь 2020

Я за год буквально рыл в интернете, интересовался, как это делается, что есть по этой теме. Я обнаружил, что у фотокниг совершенно другая структура, отличная от выставок. Выставка – это линейное, большое пространство. А книга читается всегда разворотами. Вся последовательность должна выстраиваться по-другому. Другие сочетания. Для меня это было открытие.

И вот, от утилитарной задачи я постепенно перешёл к творческой – как сделать так, чтобы это было хорошо. В результате, за год накопленного чужого опыта у меня сложилась картинка – как я хочу, чтобы это было.

Выставка на тот момент в двадцатом году у меня получилась ретроспективная. То есть, я просто всё, что наснимал, решил всё и повесить. Ну, был большой зал. И когда я начал это всё собирать по папкам, я понял, что у меня получились две большие папки – светлые фотографии и тёмные. Понял, что книжки должно быть две. Либо в одной книжке половина чёрная, половина белая. Я начал думать – почему они у меня тут светлые, а там тёмные. И обнаружил, как я уже в самом начале говорил, несколько изменилось моё мировоззрение. То есть, это совершенно два разных проекта в моей жизни. Соответственно, это разные темы – как я жил раньше, и как я жил позже. Их нельзя засовывать в одну книжку. Поэтому получилось две. Не потому, что просто много фотографий, а потому, что это совершенно разное мировоззрение. Сначала было одно, и в аннотации об этом написано, и, позже – второе.

Мне повезло с питерской Галереей печати. Это издательство, которое делает очень качественные проекты. И, несмотря на то, что это двадцатый год, была пандемия, – мы с ними плотно переписывались, пересылали друг другу предварительные макеты, они там делали предварительную печать. Мне с ними повезло в том смысле, что они относились к этому не просто как "ну, давайте мы вам что-нибудь напечатаем". Они подсказывали, помогали. Они подсказали что, например, есть бумага такая и такая. И вот, соответственно, две книжки. Они напечатаны на разной бумаге. Для меня это оказалось очень важным, потому что в книге «Дым» – там бумага прямо-таки дымчатая, полупрозрачная, матовая, шершавая. Фотографии на ней получились так, как я хотел. Как если бы они были прямо, вот, выставочные.

Развороты фотокниги «Дым». 2020
Развороты фотокниги «Дым». 2020

В результате, уходя от идеи обычного каталога на память, получилось отдельное произведение искусства, которое, соответственно, ничуть не хуже, чем картинки, которые на стене. То есть, это другая форма подачи материала. Абсолютно равноценная выставочным проектам. Поэтому тем, кто делает выставки, и кто не пробовал делать книги, всем советую попробовать сделать вариант ещё и такой тоже. Это очень интересный опыт.


Видео интервью «Творческий путь художника. От рисунка к фотографии»


Сайт фестиваля черно-белой фотографии «Фотострелка»
https://фотострелка.рф
https://vk.com/fotostrelkafest

 

Подпишитесь на рассылку
Подпишитесь на рассылку
и я буду информировать вас
о новых публикациях
Спасибо, Ваш email записан.
Вы успешно отписались от рассылки обновлений этого блога