RUSENG

Exhibition "Area". Pushchino, 2025

19 November 2025

Константин Чемерис продолжает развивать направление психологического пейзажа в фотографии, последовательно исследуя его различные аспекты. В фотопроекте «Область» автор использует пейзаж в качестве зеркала, связывая увиденное в поездке со своим чувством места и времени. Эта область исследований, как и раньше, лежит в области сердца. В данном проекте, как и в предыдущих, рассматриваются ощущения от погружения в ту или иную географическую область европейской части России. В экспозиции представлена часть работ из съёмок в Ярославской, Калужской, Тульской и Рязанской областей.

На открытии автор рассказал о принципах формирования коллекции, её смысловой и эстетической составляющей.

Константин Чемерис – специалист в области изобразительного искусства, член Союза фотохудожников России, неоднократный лауреат Государственной стипендии в области фотоискусства, автор двух фотокниг.

Автор проводит художественные эксперименты, в основном, в жанре пейзажа. Предпочитает использовать монохромную гамму. Стремится к психологической ассоциативности создаваемых образов, выбирая сюжеты, в которых силы природы довлеют над человеком и его творениями.

Проект создан при поддержке Государственной стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства Министерства культуры Российской Федерации. Куратор – Евгения Комарова.

Евгения Комарова и Константин Чемерис. Открытие выставки «Область». Пущино, 19.11.2025 / Фото: Дарья Филиппова

Открытие выставки и встреча с автором 19 ноября 2025

– Евгения Комарова: Выставка называется «Область». По большому счету, это часть цикла, который снимается много лет. Константин Чемерис давно известен в художественной среде нашей страны своими работами, тем, что он снимает в российской провинции. Даже появился термин «чемерисье» – это такие черно-белые графичные работы, которые являются больше отражением внутреннего мира автора, нежели окружающей действительности.

Почему «Область», и чем эта выставка отличается от предыдущих?

– Константин Чемерис: Обычно я не беру заранее тему, о которой надо думать, планировать, куда и когда поехать. У меня всё наоборот. Я сначала еду – тогда, когда получится, и туда, куда получится.

И, соответственно, большая благодарность друзьям, которые мне в этом помогают: Володе Гришину – одному из активных участников наших фото-прогулок, Юре Андрюшину, Саше Данильчуку, Андрею Шечкову.

Когда мы с Сашей и Андреем поездили по Рязанской области, нарезав там огромный круг, у меня накопилась критическая масса фотографий, которую уже нельзя было игнорировать и нельзя вписать в какие-то концепции предыдущих моих выставок. Я понял, что, в общем-то, выставка должна быть как-то обособлена, в первую очередь, смыслом, который отличается от предыдущих работ. В предыдущих выставках у меня была «Глубина», был «Холод». Локации примерно те же – удаленные от центров мелкие населенные пункты.

Когда я понял, что я привез из Рязани, то понял, что к этому отлично присоединяются съемки и из других областей – из Ярославской, Тульской, Калужской, которые не вошли в мои предыдущие выставки. Бывает, что часть фотографий хорошо ложится рядом, а соседние из этой же съемки – нет. Но когда-нибудь, может быть, найдётся подходящий ряд. И вот сюда они вполне гармонично легли.

У меня всё время постепенно накапливается материал, который потом начинает выкристаллизовываться во что-то конкретное.

То есть у меня последовательность работы над темой не такая, как у многих фотографов – придумать, про что бы снять, и ехать туда. У меня наоборот: куда-то приехал, наснимал массу материала – не пригодилось, поехал дальше, наснимал массу материала – не пригодилось, доехал до Рязани, понял, что накопилось что-то, что теперь можно сформулировать.

Получился некий собирательный образ области – той, которая не в центре. Не Калуга, а Калужская область, не Тула, а Тульская область, не Рязань, а Рязанская область.

Соответственно, в работах есть некое визуальное единство. Я не стал их подписывать, потому что это может быть и в Тульской, и в Рязанской области, хотя снято, конечно, в конкретных местах, в конкретное время. Здесь, например, съемки 2022, 2023, 2024 годов.

А ещё я люблю многослойность в осмыслении своих визуальных опытов. Поэтому я ищу такое название, которое могло бы отражать не только внешнее, но и внутреннее, не только географическое положение, но и моё ощущение от того мира, в котором я живу, который я вижу.

Соответственно, подобрал слово, которое имеет много значений. Если из названия убрать конкретизирующее слово, например, «Калужская», то оно становится просто «Областью». Название становится обобщающим и многозначным. Его можно трактовать как угодно, и все трактовки подойдут к тому, что я здесь показываю. Область, с точки зрения математики, – это общность неких элементов, которые чем-то объединены. Это то, что автор или зритель может здесь найти. Я увидел одно, а зритель может увидеть нечто другое.

– ЕК: Чем эти работы отличаются от работ на предыдущих выставках?

– КЧ: Тут для разнообразия нет снега )) Предыдущий был «Холод» – снято примерно там же, но только зимой.

– ЕК: Какие параметры для тебя оказались важными? По какому принципу именно эти работы попали в «Область»?

– КЧ: Снимаю я в разных погодных условиях, но мне нужно, чтобы состояние природы было более-менее едино и отражало моё мироощущение.

Соответственно, при отборе отсеивались какие-то солнечные жизнерадостные работы, снятые там же, порой даже в тот же день. Солнышко вылезло, и всё красиво, но это просто не вписывается в общий ряд. Это нормально. Сейчас такого у меня немного. Когда я накоплю хороших солнечных работ, обязательно сделаю солнечную выставку. Цветных у меня ещё меньше, потому что увидеть настоящую цветную картинку мне ещё сложнее, чем просто хорошую черно-белую солнечную. Мне проще черно-белых кадров наловить, чем цветных.

– ЕК: В этой коллекции заметный процент работ, снятых в неких пространствах внутри. У тебя обычно больше пейзажей. Это что-то новое.

– КЧ: Может быть, но это случайно. Я же собираю коллекцию из большого материала. Раскладываю все, что у меня снято, а это 200-300 контрольных отпечатков, и начинаю собирать их так, чтобы они друг с другом сочетались, выстраиваясь в общее единое высказывание.

– ЕК: Иногда интересно – вокруг чего авторы всё строят. На афишу взяли лошадь. А какие, например, четыре работы в этой коллекции – опорные? Для тебя на чём всё держится?

– КЧ: Нет какой-то опорной работы. У меня даже была проблема – что выбрать на афишу.

– ЕК: Я спрашиваю про четыре.

– КЧ: Вот на стене работы большого размера. Для меня это решение плакатное. Это не обязательно главные работы, но это те, которые издалека читаются достаточно однозначно, и поэтому могли бы пойти на афишу. То есть те, что большие, вполне могут быть знаковыми. Есть работы сложные, в которых нужно копаться, всматриваться. Плакатные, те, которые крупного размера, должны быть достаточно лаконичными, емкими и понятными с первого взгляда. При этом я бы не сказал, что здесь есть проходные работы. Здесь их всего 30, а выбирал я из 300. Поэтому те, которые не главные, они там, а главные – вот эти 30.

– Зритель: Я очень люблю свет. Например, отражение солнца в воде или через ветки. Вам это не близко? Мне нравится, чтобы солнце было где-то как блик, как отражение, или через лес. Вам не интересно такое ловить?

– КЧ: То, что вы описываете, – это ваше мироощущение, которое вы, соответственно, фиксируете в образах, которые сейчас описываете. У каждого оно свое. И если вы этого здесь не видите, значит, я мимо этого прохожу.

Мне нравится пейзаж, в котором есть какие-то признаки существования человека – домики, дорожки, где-то люди. А чистый пейзаж, где нетронутая природа или какие-то природные явления – закаты, восходы, блики, роса на рассвете – это все прекрасно, но меня не трогает. Это не плохо, но мне надо, чтобы были какие-то признаки человека, а все остальное является антуражем, в котором все происходит.

– ЕК: Фотография всегда связана со временем, является иллюстрацией того времени, в которое она снята.

– КЧ: Ну, у меня не репортаж. Это скорее этюды, которые нужны, чтобы запечатлеть ощущение, состояние в какой-то момент.

– ЕК: Для меня, по большому счету, все твои серии – это некие фрагменты большого цикла «Константин Чемерис». Ты меняешься, и картиночки меняются.

Меня часто спрашивают – вот у Чемериса унылые черно-белые фотографии. Почему их показывают, почему за них дают стипендии? Неужели недостаточно ярких, веселых, жизнерадостных работ?

– КЧ: Расскажи, мне интересно. Я тоже не понимаю.

– ЕК: Во-первых, ты художник. Камера – только твой инструмент. И с художественной точки зрения, у тебя интересные композиции, которые мало кто делает.

Во-вторых, ты умудряешься балансировать на очень зыбком моменте.

Большая часть твоих работ объединена временем и историей. Это всё какие-то места, в которых человек жил, был какое-то время, и есть следы этого времени. При этом есть следы и времени, и безвременья одновременно. Мы не знаем – это брошенное или нет. Для картинки это неважно, а зритель может додумывать – что там было, что там сейчас, что там будет. И это связано и с художественным воплощением, и с материальностью времени в провинциальной России.

Это очень тонкая балансировка, потому что чаще снимают либо как всё замечательно – яркие сороки вьются над золотыми куполами, либо второй вариант – всё разрушилось и тихо отползает в сторону ближайшей помойки, которая уже иногда в кадре.

У тебя получается и не то, и не другое. Получаются такие картинки, которые видят практически все, но часть людей просто их не замечает, а часть людей не умеет получать от этого эстетическое удовольствие.

Поэтому мне кажется, что это такой непарадный образ современной русской провинции, которая недостаточно замучена для того, чтобы стать гимном убожеству и «как всё разрушилось», но при этом всё равно с этой печатью времени, которая там есть.

Грань эта достаточно тонкая, и в твоем случае это снимается очень вежливо и этично по отношению к натуре. Она, конечно, у тебя не причёсанная и не вылизанная, но при этом твои картинки её не унижают.

– Татьяна Чемерис: Наверное, эти картинки только для эстетов. Потому что нельзя сказать – ах, какое это красивое место, я хочу туда поехать. Или – какое это наслаждение для релаксации.

– КЧ: Да, для того чтобы повесить в лаунж и часами созерцать, это не подходит.

– ТЧ: Когда на уроке я задаю детям вопрос – для чего художники пишут картины, то самый распространённый ответ – чтобы было красиво. И тогда я им показываю какие-нибудь страшные картинки, которые висят в музеях. И мы выясняем, что изображения созданы не только для красоты. Не любую картину можно повесить, например, в спальне над кроватью. Твои картинки, за редким, наверное, исключением, я также не могла бы повесить в интерьер.

– КЧ: Да, они однозначно не интерьерные. Вероятно, это для музеев ))

– Алексей Окунеев: Часто в аннотациях к выставкам пишут, что художник в своих работах что-то исследует. Но я ни разу не видел, чтобы кто-то написал, что художник пришел к таким-то результатам, сделал такие-то выводы.

Можно, конечно, сказать – пусть зритель сам делает выводы. Но ты, как автор, можешь сформулировать – какие результаты ты получаешь в результате своего исследования, какие делаешь выводы?

– КЧ: Я действительно в экспликации написал, что я исследую. Но я исследую не во время съемки. Когда я снимаю – срабатывает некий рефлекс, который заставляет меня нажать на кнопку тогда, когда я что-то увидел. А вот потом я исследую то, что снял.

Что делают ученые? Сначала накапливают определенный материал, затем систематизируют его, в результате обнаруживают некую закономерность, потом делают вывод о том, что из точки «А» можно попасть в точку «Б», и есть некие закономерности, которые, возможно, выльются во что-то большее, если исследование будет продолжено.

У меня здесь то же самое: ищу закономерности, отсеиваю случайные результаты, выстраиваю непротиворечивый ряд.

Когда в результате анализа своих работ я обнаружил эту визуальную закономерность не только в Рязанской, но и в Тульской, Ярославской и других областях, я назвал это явление Областью. Вот это обобщение и является выводом, отталкиваясь от которого можно двигаться дальше.


Выставка работает с 19 ноября по 18 декабря 2025
Московская обл., г. Пущино, АБ, 4а, КЗ «Молодость»
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Вход свободный 0+
Открытие выставки и встреча с автором 19 ноября (среда) в 18:00


В экспозиции представлено 30 работ:
6 шт 14х20,5 см (рама 28х35 см)
15 шт 20х29,5 см (рама 40х50 см)
2 шт 30х44,5 см (рама 50х65 см)
7 шт 40х59,5 см (рама 60х80 см)
Работы оформлены в черные тонкие рамы Nielsen, паспарту молочного цвета, без стекла. Все работы в наличии для последующего экспонирования в авторском оформлении.
 


Галерея работ, экспонировавшихся на выставке «Область» в Пущино. 2025, ноябрь


Фото с открытия: Евгения Комарова (3), Дарья Филиппова (4-8), Пущино city (9-11)

Подпишитесь на рассылку
Subscribe to the newsletter
and I will inform you
about new publications
Thank you, your email has been recorded.
Вы успешно отписались от рассылки обновлений этого блога